Считается, что аэропорты определяют статус страны, и чем их больше, тем статус выше. Это также позволяет охарактеризовать государство с точки зрения туристической привлекательности, инвестиций, интереса к ней со стороны других стран. Учитывая все эти факторы, можно утверждать, что Польша является очень популярной и посещаемой страной, поскольку на ее территории расположено двенадцать аэровокзалов международного значения. В результате чего, в стране активно развивается бизнес, различные международные проекты, сотрудничество с ЕС.
Не все из двенадцати аэропортов одинаковы по значимости и по количеству пассажиров. Самым большим аэропортом является Варшавский Окенце, а самым молодым Люблинский, который только начал активно развиваться.
История рынка авиауслуг
В Польше строительство аэропортов началось еще в начале 20 в., но тогда аэродромы принимали исключительно самолеты военной авиации. Гражданские авиаперелеты были практически неразвитыми, а приобрести заветный билет на крылатый аппарат могли только очень состоятельные люди. Многие аэропорты усовершенствовались во время Первой, а потом Второй мировых войн. Это было необходимо для создания авиационных баз и складов с продовольствием и боеприпасами. Развитие инфраструктуры означало строительство дорог и взлетно-посадочных полос, метеостанций, терминалов.
Реконструкция и расширение
Значительные изменения на рынке авиауслуг произошли с приходом капитализма. Переход на «рыночные рельсы» требовал развития всех сфер жизни, в том числе и авиации. Поэтому аэропорты стали расширяться и увеличиваться в количественном отношении. В этот же период установились две формы собственности на аэровокзалы – государственная и частная. Это способствовало быстрому развитию промышленности, строению международных терминалов.
В начале 2000 г. правительство Польши приняло государственную программу развития аэропортов, что включало реконструкцию, ремонт и реставрацию зданий, взлетно-посадочных полос. В рамках программы были закрыты военные базы в таких городах, как Щецин, Лодзь, Гданськ, Быгдощ, Вроцлав, Модлин и других. Центральный аэропорт страны в Варшаве, называемый Окенце, стал постепенно расширяться. Кроме государственной помощи, значительное влияние имели следующие факторы.
Во-первых, выход на рынок частным компаниям. Во-вторых, отмена монополии на рынке авиаперелетов и авиаперевозок. В-третьих, создание акционерных обществ в тех или иных городах, чтобы возрождать авиабизнес. В-четвертых, появление лоукостеров, как национальных, так и европейских, азиатских, турецких.
В-пятых, увеличение количества людей, которые стали пользоваться услугами компаний, предпочитая путешествовать не на поездах или автобусах, а на самолетах.
В-шестых, вступление Польши в Европейский Союз привлекло дополнительные инвестиции на рынок авиауслуг. В частности, появились такие крупные лоукостеры, как Визз Эйр (Венгрия), РаянЭйр (Ирландия), Австрийские авиалинии (Австрия), Финэйр (Финляндия), Турецкие авиалинии (Турция). Многие компании, учитывая географическое расположение Польши, стремились открыть тут базы своих самолетов. Это стало дополнительным источником дохода для аэропортов и бюджета страны
Именно это сегмент рынка стал определяющим в развитии аэропортов в Польше. Поскольку поляки, вступая в ЕС, имели не очень высокий уровень дохода на душу населения. Поэтому постоянно уезжали работать в другие страны. Тем же, кто решался на путешествия по Европе или миру, активно стали пользоваться международными перелетами.
В-седьмых, между городами установились крепкие связи, благодаря созданию современной авиационной инфраструктуры.
В-восьмых, осуществление чартерных перевозок через прием международных или европейских компаний, так и развитие собственного рынка.
Новый этап в истории аэропортов стала победа страны в конкурсе по приему Чемпионата Европы в 2012 г. Тогда совместно с Украиной, Польша получила шанс на проведения серьезного футбольного первенства, который обещал привлечь в страну дополнительные инвестиции, расширение географии туризма и популяризации страны в мире.
Правительство страны использовала шанс максимально. Воздушные ворота страны в Варшаве получила новый международный терминал, принимающий несколько миллионов пассажиров в год. Такие же терминалы появились и в остальных городах, даже в таких небольших, как Щецин, Вроцлав, Быгдощ, Ольштын, Жешув или Пшемысль.
Аэропорты
Аэропорт Быгдощ
Находится в Воеводстве, которое называется Куявско-Поморское, расположенное на севере страны. Самыми крупными городами, население которого пользуется услугами аэропорта являются Торунь и Быгдощ. Место для аэродрома выбирали именно в последнем, что объясняется наличием военной базы самолетов и взлетно-посадочной полосы. Воздушные ворота севера носят имя известного польского пианиста И.Я. Падеревского. От аэропорта до центра города всего три с половиной километра, поэтому сюда регулярно ходит общественный транспорт. Интервалы между автобусами составляет около получаса, хотя проехать надо всего несколько километров.
Кроме того, к аэропорту можно доехать на такси, поездка обойдется в тридцать злотых.
Быгдощ является местом постоянного пребывания двух крупных бюджетных авиакомпаний Польских авиалиний ЛОТ и ирландской компании РаянЭйр.
Тут принимаются три регулярных рейса, несколько чартеров, обслуживающих в международном терминале.
Правила регистрации здесь стандартные:
для международных рейсов: открытие на посадку начинается за два с половиной часа до вылета, а заканчивается за сорок минут до конца посадки.
для внутренних рейсов: на посадку надо приезжать за два часа до отлета, а окончание регистрации также за сорок минут до отлета.
Для прохождения регистрации Вам понадобится билет (если есть распечатанный вариант) и паспорт. Если билет в электронном виде, тогда на стойке регистрации предъявить нужно только паспорт.
Модлин-Варшава
Построенный для того, чтобы частично разгрузить пассажиропотоки в главном аэропорту страны Окенце. Он находится всего в сорока километрах от центра столицы государства. Сюда перенаправляют чартеры и бюджетные авиалинии, но это абсолютно не спасло Варшавский аэровокзал. После Евро-2012 количество туристов увеличивается каждый год, как и тех, кто пользуется лоукостами для полетов по вопросам бизнеса, учебы или работы. Кроме того, постоянно возрастает и количество отдыхающих, которые стараются летать чартерами. Это помогает долететь до таких далеких стран, как Тунис, Египет, Израиль.
Между Модлином и Варшавой установлено постоянно сообщение – через автобусы, поезда, такси, автомобили. Как добраться — выбирайте сами!
Популярностью пользуются именно машины. Их можно взять в аренду самостоятельно, попросить знакомых или вызвать такси. Правда, стоимость такси обойдется от ста девятнадцати до двухсот пятидесяти злотых.
Машина один из быстрых способов доехать до Варшавы или аэропорта. Если на дороге нет пробок и ремонтных работ, то доехать можно всего за сорок пять минут. Но выезжать следует за полтора часа до начала регистрации, учитывая различные ситуации на дорогах.
Проезд на автобусе будет стоить всего тридцать злотых, который доезжает довольно быстро. Официальным перевозчиком является компания МодлинБас, на сайте которой можно купить билеты, что будет дешевле, чем покупать у водителя.
Также курсирует поезд, идущий от центральных вокзалов двух стран. Путь займет сорок пять минут. Доехав до остановки аэропорт, надо пересесть в шаттл, везущий пассажиров ко входу в аэропорт. Стоимость проезда составляет восемнадцать злотых.
Окенце-Варшава
Главные воздушные ворота страны, которые официально называются в честь великого композитора Ф. Шопена. Но более известен под названием Окенце.
Располагается в Варшаве, всего в восьми километрах от центра (район Вльохи). Это определило развитие инфраструктуры аэропорта.
Рядом с ним возведены четыре огромных паркинга, два из которых предназначены для кратковременной стоянки, а два – для длительной.
Чаще всего местные жители именно на машинах приезжают в аэропорт, для этого по всему городу сделаны указатели. Они помогают быстро и без проблем добраться до аэровокзала.
Поездка на такси из центра Варшавы обойдется в сорок злотых.
Можно доехать и на автобусе, которые ездят, как днем, так и ночью. Им на помощь приходят специальные автобусы-эксспресс, принадлежащие различным авиакомпаниям. Поездка обойдется в три злотых. Экспресс развозит пассажиров по важному маршруту: аэропорт – несколько отелей – центральный железнодорожный вокзал – станция метро Центрум.
Страховице, Вроцлав (им. Н. Коперника)
Один из молодых, но активно развивающихся аэропортов. Он был возведен в Нижней Силезии, что позволило ему сразу же войти в пятерку самых востребованных аэровокзалов. Доехать до него не проблема, так как Страховице расположен в городской черте Вроцлава (десять километров от центра). В связи с этим общественный транспорт является основным, который отвозит путешественников в аэропорт. Протяженность поездки составляет двадцать минут.
Гданьск
Носит имя первого президента страны Леха Валенсы, располагаясь в городке Рембехово. Он находится между тремя большими городами Гданськ, Гдыня и Солот, позволяющий обслуживать все население Поморского воеводства. Годовой пассажиропоток колеблется от двух с половиной до трех миллионов человек.
В Гданськ часто перенаправляют рейсы, если их не может принять Варшавский вокзал Окенце.
Добираться можно машиной, поездом и автобусом, главное правильно рассчитать время, чтобы не попасть в пробки. От вокзала города до аэропорта курсируют такси, стоимость которых составляет пятьдесят злотых. Дешевле будет поездка на автобусе – всего три с половиной злотых. Ездит автобус каждые полчаса, как днем так и ночью.
Кроме того, между Гдыней, Гданьском и Солотом курсирует поезд, который довезет почти до аэропорта. Там с остановки пассажиров забирает шатл.
Жешув
Небольшой провинциальный аэропорт, находящийся в Подкарпатском воеводстве. Также имеет статус международного, что позволяет ему принимать бюджетные рейсы европейских авиакомпаний.
От аэропорта ездит специально запущенный автобус по линии Л. Особенностью является то, что его график зависит от прилетов и отлетов рейсов. Стоимость поездки восемь злотых, а протяженность сорок минут. Городской автобус, которым можно доехать, будет стоить в два раза дешевле. При этом путешественникам, предпочитающим ездить на такси, проезд обойдется в пятьдесят злотых.
Зелена Гура
Самый уютный и небольшой аэропорт, который обслуживает всего сто пятьдесят тысяч человек. Он находится в воеводство Любуское, что недалеко от города Зелена Гура. От него на расстоянии в тридцать четыре километра и был возведен аэропорт, чтобы осуществлять рейсы до Дрездена, Гданьска и Варшавы.
Из города сюда ездит автобус, и поездка составит сорок пять минут.
Катовице
На севере популярного польского города Катовице (Силезия) построен огромный авиакомплекс, предназначенный для поляков и чехов. Тут работают два терминала, пассажиропоток которых составляет четыре миллиона человек в год. Рядом с аэропортом проходит несколько важных дорог: экспресс, автострада, национальная.
Из города регулярно ходит аэропортный автобус, цена на проезд разная для детей (двенадцать злотых) и взрослых (двадцать три злотых).
Балице, Краков (имени Иоанна Павла Второго)
Краковский аэропорт Батице (Малопольское воеводство) – второй по количеству принимаемых пассажиров в течение года. Он построен недалеко от Кракова, в котором и вокруг него живут более восьми миллионов людей.
Один из наиболее технически оснащенных аэропортов Европы и мира, как по обслуживанию, так и по развитию инфраструктуры.
Доехать можно по автостраде, по которой можно быстро добраться в аэровокзал. Для машин тут построен большой паркинг.
Возле Кракова построена станция железной дороги (всего в двухсот метрах от аэровокзала). Отсюда до центра города поезда доезжают за двадцать минут, при стоимости в десять злотых.
Автобусы также курсируют, как днем так и ночью.
Лодзь
Небольшой аэровокзал, находящийся в черте города Лодзь (шесть километров от центра). Назван в честь писателя и нобелевского лауреата В. Реймонта. Место для возведения выбирали долго, и вышло очень удачно. Рядом проложены две автострады трансевропейского значения.
Доехать до аэровокзала можно на общественном транспорте, а также на специальном автобусе аэропорта.
Люблин
В пятнадцати километрах от центра Люблина построен аэропорт, открытие которого было приурочено к началу Европейского чемпионата по футболу. Терминал принимает пассажиров, прилетевших регулярными внутренними рейсами, а также чартерами и бюджетными лоукостами.
Активному развитию способствует проходящая мимо автострада, по которой автомобилисты быстро добираются до вокзала.
Также можно доехать на так называемом шинобусе, идущего с центрального железнодорожного вокзала.
Лавица, Познань (имени Г. Венявского)
Аэропорт тут появился благодаря немцам, которые накануне Первой мировой войны построили тут полосу и здание для приема пассажиров. С тех пор, Лавица значительно расширилась, принимая довольно большое количество пассажиров. Основную часть рейсов составляют самолеты, курсирующее между Польшей и Германией.
Рядом с Познаньским аэропортом ежегодно проводится Международная ярмарка, проходит трасса по маршруту Варшава – Берлин.
Доехать можно только автобусом или машиной, такси — дорогое удовольствие. Впрочем, если личный комфорт для Вас гораздо важнее, смело обращайтесь в службу такси.
Щецин
Город в западном регионе Польши, называемой Померанией. Аэропорт находится практически «рядом» от города – в сорока пяти минутах от Щецина. Аэродромом пользуются жители города Голенюва, что значительно увеличивает количество пассажиров.
Самостоятельно доехать до аэропорта можно на машине, ориентируясь по знакам на дороге. Их тут много, водителям не составит труда их разобрать. Кроме того, из самого Щецина ездит автобус Польских авиалиний ЛОТ, который довезет как до местного аэропорта, так и до Варшавского.
Карта аэропортов
Посмотреть расположение всех польских аэропортов можно на карте.