Польский композитор Фредерик Шопен

20 апреля 2020

Гений, гений и ещё раз гений. И, как всякий настоящий гений, глубоко несчастный человек. Фредерик Шопен.

Кто такой Фредерик Шопен

Поляк по рождению, француз по происхождению, франко-польский композитор и пианист первой половины XIX века.

В его жилах польской и французской крови было поровну: отец, выходец из простой французской семьи, когда-то переселившийся в Польшу, а мать – представительница старинного польского дворянского рода.

Краткая биография

Фредерик Шопен

Будущий композитор родился в небольшой деревеньке в нескольких десятках километрах от Варшавы на территории так называемого Варшавского герцогства, вассального наполеоновской Франции. Через пять лет после рождения Шопена постнаполеоновская Польша вошла в состав Российской Империи на правах Царства Польского.

Музыкальные способности Шопена–младшего были отмечены ещё в раннем детстве, а его «одержимость» музыкой, постоянное стремление к сочинительству, музыкальным импровизациям и прочее из всего того, что так или иначе касалось музыки, позволяли окружающим сравнивать его с великим Моцартом, тем более, что многие из них были его современниками и видели знаменитого австрийца воочию.

На восьмом году жизни Фредерика одна из польских газет восторженно оповестила сограждан о существовании в Царстве Польском юного гения, посвятив ему и его первой самостоятельной музыкальной пьесе несколько строк. А уже к 12 годам Шопен ни в чём не уступал самым именитым польским композиторам того времени, в чём также можно усмотреть прямую аналогию со знаменитым австрийцем.

 На пороге юности находившийся к тому времени под покровительством одного из самых состоятельных магнатов царской Польши князя Радзивилла Фредерик был введён в высшее общество. И уже в это время его описывали как человека с утончёнными манерами, полных истинного аристократизма.

О музыкальных дарованиях польского юноши прекрасно знали и в Петербурге – Император Александр Первый наградил молодого гения бриллиантовым перстнем.

Самостоятельная артистическая деятельность Фредерика Шопена началась 1829 году с сольных фортепьянных концертов в Кракове и Вене. А в 1830 году он неожиданно для всех покинул Польшу. И, как выяснилось впоследствии, навсегда.

Остаток своей короткой жизни прославленный композитор и пианист провёл в Париже, где его музыкальное творчество было чрезвычайно востребовано, слава его неуклонно росла, а число его поклонников в тогдашней Европе исчислялось тысячами. Здесь же, на музыкальных подмостках Европы, его талант был признан ещё одним гениальным современником – немецким композитором и критиком Робертом Шуманом, с которым Шопен познакомился в Лейпциге.

Во французской столице началась преподавательская деятельность Шопена по классу фортепьяно, ничуть не менее талантливая, чем само его творчество на музыкальной ниве. Одним из учеников Шопена был Адольф Гутман, впоследствии также известный музыкальный редактор и пианист.

1837 год в жизни Шопена был ознаменован первыми приступами некой болезни, которую некоторые его биографы Новейшего времени считают туберкулёзом лёгких.

Свой последний концерт Шопен дал в 1849 году, незадолго до своей смерти в том же году.

Годы жизни

Фредерик Шопен родился в 1810 году в эпоху наполеоновских войн, а умер в 1849 году, на закате европейских гражданских революций.

Личная жизнь и семья

Фредерик Шопен

Женат Шопен никогда не был, да и вообще личная жизнь его была скорее несчастливой. Первой избранницей гения была некая Мария Водзиньская, с которой он был даже помолвлен, но свадьба молодых людей так и не случилась – за очевидной финансовой несостоятельностью жениха.

Данное обстоятельство некоторое время угнетало Шопена и, на фоне разрыва едва-едва наметившегося брачного союза с соотечественницей, в 1839 году он завершил знаменитую 2-ю сонату для фортепьяно, наиболее цитируемой теперь во всём мире частью которой является третья – «Траурный марш».

Впрочем, уже через год после вынужденного расставания с Водзинской, в 1837 году в Париже он по-настоящему увлёкся тогдашней суперзвездой полусвета Авророй Дюпен, баронессой Дюдеван, куда более известной в современном литературном мире под мужским, мимоходом заметим, псевдонимом Жорж Санд. Знаменитая француженка-эмансипе была старше Шопена на целых шесть лет, она стояла у истоков международного феминизма, носила мужские костюмы, более или менее сносно владела пером, и несмотря на замужество и наличие детей, вела вполне себе вольную жизнь, а её главным увлечением была так называемая свободная любовь.

Кстати, в некоторых источниках утверждается, что отношения Шопена с Авророй стали складываться уже тогда, когда он был ещё официально помолвлен с Водзинской.

Трудно сказать, как эти самые отношения с Авророй, испытывавшей к нему скорее материнские чувства, в конечном счёте отразились на и без того сложном, неоднозначном характере Фредерика, но его пребывание вместе с ней на Майорке отрицательно сказались на его здоровье. Справедливости ради, впрочем, скажем, что все значимые произведения были написаны Шопеном именно на этом испанском острове.

Итогом нескольких лет бурного романа Фредерика и Авроры стал их окончательный разрыв, которому в немалой степени способствовала дочь Авроры Соланж.

Почему Шопен покинул Родину

В качестве одной из наиболее вероятных причин отъезда Шопена из Варшавы в 1830 году следует рассматривать его юношеский максимализм, а ещё простое понимание того факта, что в одной только Польше он не сможет реализовать себя в качестве музыкального сочинителя и пианиста в полной мере, «на полную катушку»: до этого он успел познакомиться с Веной, а в Париже того времени, настоящем средоточии музыкальной и вообще творческой интеллигенции со всей Европы, такая самореализация была ему практически гарантирована – что и показало потом само время.

Где похоронен

Последним пристанищем Шопена известное парижское кладбище Пер-Лашез, а местом его вечного упокоения – захоронение между могилами двух великих итальянцев Луиджи Керубини и Беллини.

Согласно последней воле композитора, в скором времени сердце его было отправлено в Варшаву, где его затем замуровали в колонну церкви Святого Креста, в настоящее время имеющей статус малой базилики.

Творчество Фредерика Шопена

Фредерик Шопен

В творческом «анамнезе» Шопена конца 1820-х – 1840-х годов насчитывается два концерта, три сонаты, некая музыкальная фантазия, четыре баллады, столько же скерцо, а также целый ворох экспромтов, ноктюрнов, этюдов, различных вальсов, мазурок (всего более полусотни), полонезов, прелюдий и других произведений для фортепиано; у него есть даже песни.

Первое произведение

Первым музыкальным произведением Шопена стал некий полонез или небольшая музыкальная пьеса, в связи с которой в январе 1818 года Шопен был упомянут в одной из польских газет, о чём мы уже говорили выше.

Наиболее известные произведения

Самым известным музыкальным произведением Фредерика Шопена является третья часть его 2-й сонаты для фортепьяно – «Траурный марш».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Это интересно
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: