Премьер-министр Польши

Должность премьер-министра Польской республики появилась только в начале 1922 г., что было вызвано формирование системы политической и государственной власти. В течение 1918-1922 гг. человек, занимающий данную должность, называлась президент министров. Он возглавлял кабинет министров, члены которого подчинялись ему и исполняли различные функции. В 1997 г. в Основном законе страны была внесена отдельная статья (148), посвященная премьер-министру Польши. Официально эта должность называлась Председатель Совета Министров Польской Республики, в функции которого входило следующее:

 — возглавлять и представлять Совет Министров;
— организовывать деятельность этого органа власти, руководить работой министров, созывать заседания;
— издавать специальные документы, в том числе различные распоряжения, правила и процедуры;
— обеспечивать реализацию политики, разработанной Советом Министров;
— выбирать оптимальные пути и механизмы осуществления деятельности каждого министра.

Таким образом, премьер-министр в Польше является не просто главой Совета, но и представляет отдельно взятый властный институт. Вследствие чего, человек, занимающий должность Председателя, обеспечивает функционирование политической системы, работу законодательной и исполнительной власти.

Содержание:

Компетенции и полномочия

Отдельно стоит выделить границы профессиональной деятельности премьер-министра. Она предусматривает выбор и направление векторов работы министров, а также ответственность за политическую работу своих подчиненных и административных сотрудников правительственного аппарата. В обязанности входит и самостоятельный роспуск Совета министров, смена его состава, подача президенту республики предложений о новом назначении кандидатур.

Орган власти

Как самостоятельный орган власти, премьер Польши имеет довольно широкий спектр полномочий. Во-первых, так называемая презумпция компетенции. Это подразумевает то, что в обязанности Председателя включено то, что не входит в функции других государственных структур. Во-вторых, издавать различные документы, среди которых ключевыми являются распоряжения и постановления. В-третьих, руководить административным аппаратом правительства. В частности, руководит всеми государственными служащими, составляет для них график работы, а также формирование штатного расписания органов власти. В-четвертых, контролировать органы центральной власти. В-пятых, осуществлять территориальное управление. В-шестых, руководить местным самоуправлением и органами власти на местах. В-седьмых, проводить общее руководство за деятельностью правительства, согласно установленным законодательным актам и Основному закону страны.

Структурно институт премьерства состоит из двух подразделений – офиса премьера и его Канцелярии. Они сотрудничают с центральным аппаратом правительства и многочисленными организационными подразделениями.

Назначение премьер-министра

Должность премьер-министра является не выборной, а назначаемой. Кандидата выбирает президент Польши, который издает специальный указ об этом. Согласно Конституции и законодательству, претендент на должность премьер-министра не обладает никакими правами, только полномочиями и привилегиями. Первой его обязанностью должно быть формирование Совета министров, который в Польше исполняет обязанности правительства страны. После того, как министры подобраны и Совет укомплектован, то премьер обязан передать состав на утверждение главы государства. Президент республики не имеет никакого права вмешиваться в будущий состав правительства, что предусмотрено соответствующими положениями Конституции. Таким образом, вся ответственность за подбор министров, которые должны быть профессионалами в своей сфере, ложиться на премьера. Когда его предложение будет подписано президентом, то в официальной газете публикуется подписанный приказ. Только потом правительство имеет право вступить в свои законные обязанности и начать заниматься делами. За этим следует процедура, которая в Польше является обязательной. Суть состоит в принесении клятвы всеми членами Совета и его главой перед президентом страны. Интересно, что назначаемое правительство и премьер берут на себя новые обязанности, в независимости от того, высказал Сейм вотум доверия или нет.

Клятва, которую должны произнести министры и Председатель, официально утверждена и закреплена в Конституции Польской республики (статья 151).

В частности, премьер-министр, вице-президент, министры присягают придерживаться всех положений Основного закона, всех остальных законодательных актов; способствовать процветанию и защите страны; оберегать граждан.

Если Совет министров был отправлен в отставку, то президент обязан в течение четырнадцати дней утвердить новую кандидатуру премьера. Также назначение Председателя происходит в том случае, когда в стране только прошли новые – очередные или внеочередные выборы. Тогда президенту отводиться двухнедельный срок, чтобы представить перед Сеймом нового будущего премьера.

После присяги, премьер-министр должен выступить перед депутатами польского парламента. Это необходимо, чтобы он мог получить вотум доверия, чтобы официально утвердить новую главу правительства на новой должности и поддержать его назначение. Такой вид парламентской демократии свидетельствует о том, что в Польше институт премьерства очень развит, поддерживаемый различными ветвями власти.

Премьера и его администрацию охраняют сотрудники Министерства внутренних дел и Бюро охраны правительства.

Одновременно с занимаемой должностью, Председатель Совета министров может быть избран депутатом Сейма или Сената, но не может быть парламентарием. Кроме того, он не может исполнять обязанности, принадлежащие президенту и другим государственным чиновникам.

Отставку премьера влечет за собой отставку всех министров, если Сейм высказал вотум недоверия. Также окончание полномочий может произойти по самостоятельному решению Председателя. В таком случае работа правительства будет продолжаться, пока президент не назначит нового премьера.

Премьер-министры: сквозь историю

Начиная с 1917 г. и до сегодняшнего дня в Польше на должности Председателя находилось пятьдесят три человека. Согласно хронологическому подходу, можно выделить пять этапов в развитии института премьерства:

Antoni Ponikowski

1 этап – охватывает 1917-1918 гг., когда во времена немецкой оккупации в Польше был впервые введена подобная должность. Политики, находящиеся у власти, придерживались открытых прогерманских позиций, что было обусловлено необходимостью сохранить независимость Польши, ее политическую систему. С 7 декабря 1917 г. по 17 ноября 1918 г. в стране сменилось шесть премьеров. К ним относятся Я. Кухажевский, А. Пониковский, Я. Стечковский, Ю. Свежинський, В. Врублевский, И. Дашинский.

SLAVOI-SKLADKOVSKII

2 этап – период межвоенной Польши, между двумя мировыми войнами, с 1918 г. до 1939 г. За это время в государстве поменялось двадцать восемь премьеров, срок исполнения полномочий обычно составляло от нескольких дней до нескольких лет. Дольше всех при власти удержался Ф. Славой-Складковский, три года занимающий пост Председателя – с 1936 по 1939 гг. Свои полномочия он прекратил с началом немецкой оккупации в сентябре 1939 г.

Kazimierz abbat

3 этап – правительство в эмиграции, которое с 1939 по 1990 гг. пребывало в Лондоне. Несмотря на изгнание законных органов власти республики, президенты и премьеры более шестидесяти лет избирались на высшие государственные посты. Свою деятельность они прекратили после ликвидации советского режима в Варшаве в 1989 г. В течение указанного времени главами Совета министров было пятнадцать человек, среди который стоит выделить В. Сикорского, К. Саббата и Э. Щепаника. Именно последний и стал последним «эмигрантским» Председателем.

keschak

4 этап – длился параллельно с третьим, но был связан с установлением коммунистического правления в Польше. Официально советская власть существовала в Польше с 1944 по 1989 гг., когда страна официально называлась Польской народной республикой. За это время премьерами было одиннадцать человек, который достаточно долго пребывали на данной государственной должности. Стоит выделить Ю. Циранкевича, бывшего премьером шестнадцать лет (1954-1970 гг.); П. Ярошевича (1970-1980 гг.), В. Ярузельского (1981-1985 гг.). Последним эту должность в течение нескольких недель августа 1989 г. занимал Ч. Кищак.

Donald Tusk

5 этап – начался в 1989 г. и продолжается до этих пор. Реставрация Речи Посполитой способствовало изменению парламентской системы и расширения функций Председателя. За это время должность занимало много известных политических деятелей, которые привели Польшу в Европейский союз, изменили векторы внутренний и внешней политики. Например, Т. Мазовецкий, Я. Качинський, Д. Туск.

Премьер-министр Польши 2016

Пятьдесят третьим премьером республики стала Беата Шидло, ставшая третьей женщиной на данном посту. Свой путь в польской политике начала в 1998 г., когда стала мэром города Бжеще. В это же время вошла в местный совет повета города Освенцима (1998-2002 гг.) и получила должность вице президента в Департаменте добровольной пожарной охраны Бжеще.

Beata Szydlo

Beata Szydlo

В 2005 г. ее политическая карьера резко меняется, что связано с вступлением в партию Право и справедливость. От этой политической силы она баллотировалась и прошла в Сейм. Через пять лет она стала помощником лидера партии, что позволило ей в октябре 2015 г. возглавить партию, приведя ее к победе на выборах. В результате чего, Право и справедливость получила право сформировать большинство в парламенте, и предложить на должность главы Председателя Совета. Ее лично поддержал глава партии Я. Качинський, который отметил вклад Шидло в поддержку президента-консерватора А. Дуды. Она сопровождала будущего президента во многих поездках по стране, что, по оценкам экспертов, способствовало победе президента на выборах.

Окружение А. Дуды неоднократно отмечали, что Б. Шидло обладает умеренными правыми взглядами. За такую политическую позицию она сразу же стала выделяться в польской политике, которая устала от правления Гражданской платформы. Из-за этого Шидло получила в СМИ название «новое лицо польской политики».

Беата Шидло отличается резкими и смелыми высказываниями, как во время публичных выступлений, так и во время принятия законов. Ее политика базируется на традиционных семейных ценностях, с акцентом на усиление роли католической церкви. Кроме того, она проводит активное реформирование политической сферы, чтобы каждый член общества чувствовал стабильность и рост экономики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: