Польский народный танец

Уже несколько столетий польские народные танцы стали известны в странах Европы. Их заслуженная популярность родилась быстро. Танцы оценили любители, профессионалы, исполнявшие их на весёлых праздниках. Часто это танцы парные, дающие возможность массовому участию, что только увеличивало их распространение. В технике польского танца большое количество сложных движений, своеобразной пластики, специфических поз. В них одновременно ужились лирика, лёгкость, темперамент, ритмичность.

История возникновения польских танцев

tanets

Рождение увлекательных по смыслу, мелодичных танцев начиналось в среде крестьян, проводящих обряды, семейные праздники по традициям, пришедшим от старшего поколения. Комплекс оригинальных движений совершенствовался и передавался разными поколениями. Танцем начинали и завершали полевые работы, они были обязательными у ряженых на рождественских праздниках. Они звучали на протяжении всей пасхальной недели, в ночь на Купалье. Они сопровождали все события жизни крестьянина. Позже их придумывать начали и городские жители. Появились бальный, сценический вариант танца. Этому помогла развивающаяся бальная хореография. Народные черты в них сохранились сейчас. С помощью удивительной пластики воспевались бесстрашие, мужество, героизм простого народа. В ней объединялись грациозность, плавность, лиричность вместе с бурным темпераментом. Форма подачи танцевальных элементов производилась строго, сдержанно. Танцующий должен до мельчайших подробностей повторять движения рук, туловища, поворота головы, правильно заканчивать танец. Самым сложным вариантом считается архитектура движений пары. В танцевальном словаре находится огромное количество движений, сложных вращений, оригинальных поз. В нём хранится память культуры народа, объединяющая далёкое прошлое и реальное настоящее. Основными польскими танцами считаются следующие шедевры:

1. Мазур. Входит в число первых танцев. Исполняемым не только под оркестр, но и под обычное пение, сейчас танец можно узнать в деревнях. Как когда-то. Причём исполнение зависит от песни. Чаще всего это весёлая песня о простой девушке, являющейся центральной фигурой. Она сама выбирает пару, весело подбросив свой платок. Ведущим вместе с ней становится юноша, поймавший платок. В танце есть особенные движения, хитрые позы рук, которые, изменять нельзя.

2. Краковяк. Парный танец, родившийся в местечке под городом Краков. В первоначальном варианте его исполняли одни мужчины, умеющие высоко прыгать. В нём есть основная пара, главную роль в которой играет мужчина, умеющий сочинять весёлые частушки. Основными элементами являются галоп, подскок, тройной притоп, голубец, ключ. В наше время существует краковяк бальный, относящийся к историко-бытовым танцам.

3. Куявяк. Своими движениями он напоминает вальс. Исполнялся медленно в противоположность быстрым танцам. Первая письменная информация о нём известна с 1827 года. Он похож на Мазурку. Движение пар происходит по кругу. Мужчины периодически поднимают своих девушек.

4. Оберек. Весёлый танец, содержащий большое количество вращательных движений. Из пяти самых распространённых танцев он является самым быстрым. Танцующие делают обороты, при этом оставаясь на месте. Танец утратил народный характер и в 19 веке стал танцем высшего сословия.

5. Ходзоный. Предшественник знаменитого полонеза. Торжественное шествие этого танца открывает многие балы, подчёркивая их значение. Пары двигаются вдоль чётких геометрических фигур, соблюдая установленную последовательность. Часто танцоры надевают исторические наряды. Сейчас этот танец входит в обязательную программу танцев школьного бала, начинающегося за 100 дней до выпуска из школы. У крестьянских семей полонез был любимым танцем. Во время его исполнения выполнялись фигурки типа улитка, змеиные линии, восьмёрки, мост и другие. Танцор плавно проходит два шага, а на третьем осторожно приседает. Получаются величественные скользящие движения. Иногда девушки украшают голову красивыми венками, которые дарили возлюбленным юношам. Так, создавались танцевальные пары. В танце могли участвовать семейные пары. Танцевать с замужними женщинами не разрешалось. Во время танца исполнялись припевки. Исполнителю самого красивого из них, давалось право ведущего. Этот степенный танец Пётр I выучил первым из польских танцев. Полонез пришёл на территорию Руси тоже первым из европейских танцев.

6. Полька. Живой универсальный танец, исполняемый в различных регионах Польши. Спор о происхождении этого танца не утихает и сейчас.

Польский народный танец сохранил свои традиции, формы. Освоив его элементы, мы прикасаемся к истории людей, живших на этой территории в разное время. Мы учимся верить, любить, ценить, помнить добро, побеждать как они.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: